В далёком гарнизоне была школа. Школа как школа - развалюха. Учителем ОБЖ был отставной майор-лётчик, пенсионер Военно-воздушных сил по имени Макарыч. Многие учителя ушли на пенсию или уехали в центр. Явная нехватка специалистов. Однажды заболел историк, и, дабы не сорвать урок в одном ну очень проблемном классе, завуч послал туда майора Макарыча ("бросил завуч Макарыча с самолёта без парашюта"). Макарыч из тех людей, которые не ропщут, а получив приказ, выполняют его... После звонка урок начался, как обычно на ОБЖ, со встречи командира и доклада дневального по роте, строго по строевому уставу. Осмотрев класс взглядом бомбометателя, новоявленный "историк" чётко, командным басом спросил: - Какое задание было на дом, товарищи? Вова поднял руку и доложил: - Изучить и пересказать миф об Икаре. Военспец попросил пересказать миф Вову. Ученик вышел к доске и бодро доложил: - Мифический герой Икар под руководством мастера Дедала и с уведомлением о полёте бога Зевса сделал крылья, на которых полетел к Солнцу. И когда подлетел к светилу, крылья расплавились. Он упал в море и погиб. - Да, - вздохнул Макарыч, понимая, что детей надо было чем-то занять, а офицер был из тех людей, которые пикировали в горящих самолётах на врага, поэтому у Макарыча не было невыполнимых задач - он считал, что приказ должен быть выполнен любой ценой, не жалея самой жизни и крови. Да и как задача ставится, так она и выполняется. - Что мы имеем? - прогремел военспец. - А имеем мы, товарищи, тяжкое лётное ЧП с гибелью человека. Но давайте разберёмся в причинах катастрофы и определим виновных. - Итак, у лётчиков была задача - перелететь над Средиземным морем с острова Крит на Мальту. (Рисует маршрут на доске.) Расследованием установлено: 1. Летчики Дедал и Икар произвели взлёт и набор высоты. 2. Лейтенант Икар отклонился от маршрута и нарушил боевой порядок. Не зная технических ограничений летательного аппарата, пытался восстановить ориентирование по Солнцу. В ходе поиска ориентиров были грубо нарушены ограничения по высоте, скорости и прочности летательного аппарата, в результате чего он разрушился и упал в море, а лейтенант Икар погиб. 3. Причины происшествия: - личная недисциплинированность лейтенанта Икара; - плохая теоретическая подготовка группы; - безграмотное управление полётом по маршруту ведущим капитаном Дедалом. В ходе расследования также установлено: - постановка задачи на перелёт группе командиром полка полковником Зевсом и подготовка к полётам по маршруту не проводились; - предварительная подготовка проведена некачественно, и контроля готовности к полёту не было; - метеообеспечение отсутствовало; - аварийные маяки и система опознавания не включались; - поисково-спасательное обеспечение отсутствовало; - сертификация летательного аппарата не осуществлялась; - журналы подготовки техники к полетам отсутствуют; - формуляры на авиационную технику не велись; - средства объективного контроля не использовались; - радиолокационный контроль за перелётом не проводился; - тренажи по штурманской подготовке и действию в особых случаях в полете не проводились; - лейтенант Икар проявил личную недисциплинированность и слабые знания ТТХ и эксплуатационных ограничений. Итак, товарищи, записываем мероприятия: - полковнику Зевсу за утерю контроля летной подготовки экипажей объявить о неполном служебном соответствии; - капитана Дедала, проявившего слабые навыки руководства полётом группы и подготовкой, с должности снять и назначить с понижением; - материалы расследования изучить в частях и доложить мне письменно... Проведя это расследование, он улыбнулся и широко перекрестился. А что, военспец имеет на это право. Он провёл расследование, не прибегая к расшифровке чёрного ящика, которого заведомо не было на теле горе-пилота Икара; потеснил языческого бога Зевса, объявив ему неполное служебное соответствие. Звенит звонок... В классе гробовая тишина, точнее, оторопь... Дети напрочь забыли, что они, оказывается, недисциплинированные школяры! Они были под неизгладимым впечатлением от первого урока суровой жизненной действительности...