Результатов: 5

1

Пожалуй, многим известна история о том, как Орсон Уэллс перепугал чуть ли не всю Америку выдуманным захватом Нью–Йорка марсианами. Однако совсем уж мало кто знает о другой радиопостановке этого же романа, которая повлекла за собой более трагичные последствия.

В 1949 году Леонардо Паэз решил повторить успех Уэллса на главной радиостанции столицы Эквадора – Радио Кито. В 9 часов вечера 12 февраля радиотрансляция была прервана тревожным сообщением о высадке марсиан в 20–ти километрах от Кито.
Все шло по заранее отработанному Орсоном Уэллсом сценарию, только перенесенному на территорию Эквадора. Паника быстро поглотила Кито и близлежащие деревни – кто бросился в церковь искать спасения, а кто ринулся сражаться с захватчиками.
Паника достигла такого масштаба, что Паэз наконец решил раскрыть свою шутку и извиниться. Но когда до людей дошло, что их одурачили, начался настоящий кошмар: вооружившись камнями и керосином, они сожгли здание, где находилась радиостанция, дотла, а работников избили. В конце концов, армия разогнала толпу слезоточивым газом, но полиция и пожарные опоздали на место происшествия, поскольку были направлены в Котокальяо на борьбу с пришельцами. К тому времени уже погибло как минимум шесть человек, среди которых были девушка и племянник самого Паэза, таинственно исчезнувшего в пламени пожара и избежавшего народного возмездия. Так заканчивается «городская легенда» о Паэзе и его Войне миров.

На самом же деле, он никуда не исчез, а прятался несколько месяцев по родственникам и в итоге предстал перед судом, где его признали невиновным, поскольку ответственность за трансляцию полностью лежала на руководстве радиостанции, о чем рассказывает его дочь. Через шесть лет он переехал в Венесуэлу, где и прожил до самой своей смерти в 1991 году. Все это время он так же работал на радио, успешно писал книги и песни. А в 1985 году ему вручили символические ключи от города (по крайней мере, так утверждает автор книги Waging the War of the Worlds). Не за Войну миров, конечно же, а за популярную песню про столицу Эквадора – La Tuna Quiteña.

2

Служба радио
Последний выпуск напомнил. В детстве я очень любил слушать истории. Это могли быть истории из разговоров в транспорте, на рынке, в школе, в ДФК. Где угодно, я реально залипал. Нет, я много читал, и литературный стиль повествования меня тоже пленил. К 12 годам я прочитал практически весь набор Библиотеки Приключений, плюс всего Беляева, практически всего Дойля, Уэллса и Сабатини, часть Лема. Но все же не все мне было еще понятно. Особенно у последнего. А в живом разговоре энергия собеседника передавалась тебе и многократно усиливала интерес истории. Да и бытовой уровень описания мне был ближе. Верх блаженства – когда истории рассказывали именно мне. Это была роскошь. Как конфеты Рафаэлло или как банан в то время. Каждый вечер я гулял с собакой и на площади под фонарями уже взрослые люди точили лясы. Вот эта была реальная Библиотека Приключений. Чего я там только не услышал. Дело было в Ростове, и часто приходили хмурые мужики с ротвейлерами или бультерьерами и, увидев во мне «свободные уши» рассказывали такое, на что у Сабатини или Уэллса вместе взятых не хватило бы выдумки, а у Сергея с огромным тупым ротвейлером это произошло на днях, поэтому он и ходит теперь с газовым пистолетом «вот смотри». В группе выгульщиков появилась пара – Лена и Дима с щенком кавказца. Дима был молчалив, а Лена говорила все время. И однажды, мне опять повезло, она начала рассказывать какую-то женскую историю о своей подруге, полную драматизма (мне 12 лет). Я был единственным слушателем. Шоу «Пусть говорят» еще не было, а здесь все из первых уст. Накал страстей. У Лены было слово-паразит «это самое». Через слово - «это самое», но я уже привык. И вот я весь во внимании, близка сюжетная развязка истории про подругу со сложной судьбой, которая в очередной раз доверилась какому-то сомнительному парню, заключительная фраза и… концовка «ну и … это самое». Грустная по интонации. «Это самое» - это могло быть что угодно. Но Лена покивала сама себе, мол «да, такая вот история, с таким печальным концом». Я был разбит, но переспросить не решился. С тех пор я перестал слушать истории случайных людей.

4

xxx: А вообще, согласен с Бредбери, в том плане, что человечество просрало своё будущее, Разменяло на айфоны и туалетные бумаги со смываемой втулкой.

yyy: Поколение Верна и Уэллса было видать умнее. Не ныло что полёты на Луну снарядами и летающие города на магнитах человечество поменяло на отапливаемые ватерклозеты и ботинки на каучуковой подошве.

zzz: Уэллс описывал очень странное будущее морлоков и элоев. У него вся фантастика остросоциальная. Жюль Верн к концу жизни стал все больше опасаться глобальных войн. Воодушевление и вера в человечество ранних романов сменилось тревогой за будущее. На его глазах капитализм стал клепать оружие небывалой мощности.

5

Бывают странные сближенья, или «что в имени тебе моём», точнее, в фамилии… На днях просматривал Календарь.Ру: всегда любопытно узнать, кто в этот день родился, умер, или сделал ещё что-нибудь существенное. И вижу: день рождения Марии Игнатьевны Будберг.
Баронесса Будберг (или Мура, как её все называли), лет тридцать назад внезапно стала знаменитой, после выхода в свет книги Нины Берберовой «Железная женщина», но затем про неё опять все забыли. А напрасно: человек очень интересный. Биографию напоминать не буду, лишь некоторые штрихи: в 1918 году Мура одновременно была любовницей английского шпиона Локкарта и руководителя питерского ЧК Петерса. Затем — гражданской женой Максима Горького, из койки которого переместилась в койку Герберта Уэллса, и, возможно она была самым фантастическим приключением этого фантаста.
Горький отдал Муре права на доходы от всех заграничных изданий своих произведений, и, что ещё более удивительно, после его смерти советское правительство эти права за ней оставило (при наличии официальной вдовы!!!)
После смерти Горького жила за границей, но неоднократно бывала в СССР. Рассказывали, что, посетив спектакль Шатрова «Большевики» в «Современнике», она возмущалась, что чекисты не похожи на настоящих, в этом она разбиралась.
Когда английская контрразведка расследовала деятельность «кембриджской пятёрки», обнаружилось, что парни частенько навещали баронессу в её лондонской квартире. Учитывая, что сексуального интереса к женщинам они не испытывали (тем более, к пожилым), визиты вызвали подозрения, но доказать ничего не удалось, так что баронесса спокойно дожила до глубокой старости и скончалась на итальянском курорте недалеко от Флоренции.
К чему я заинтересовался этой историей? Дело в том, что я вдруг обратил внимание на её фамилию: нет, не Будберг, — это фамилия второго мужа, и не Бенкендорф, это фамилия первого мужа (и уже ближе к Пушкину!), а на девичью фамилию — Закревская!
Закревская, Боже мой!
Аграфена Закревская, это же одна из самых ярких личностей в так называемом «дон-жуанском списке Пушкина». Урождённая графиня Толстая, (тётка и Л.Н. Толстому, и А.К. Толстому, правда двоюродная), потрясала современников своим образом жизни. Если бы у её муженька, генерал-губернатора Финляндии, а потом Москвы, в организме хватало кальция, он не смог бы пройти ни в одну дверь, — рога бы помешали: дама меняла молодых ухажёров чаще, чем перчатки. «Как беззаконная комета в кругу исчисленных планет», — это Пушкин написал именно о ней. Неудивительно: представьте, однажды она предстала перед многочисленными гостями, собравшимися на традиционный бал в её доме, в платье из тончайшего шёлка, абсолютно прозрачном. Под платьем была лишь нижняя рубашка, тоже прозрачная!
В наши дни весь мир обсуждает «голое платье» Бьянки Цензори, друзья, да этому фокусу уже двести лет!!! Причём представьте насколько круче это было в первой четверти XIX века, когда девицы краснели и опускали глаза, едва заслышав слово «панталоны»!
Боратынский был без ума от блистательной графини, Пушкин и Вяземский посвящали ей стихи!
«Но прекрати свои рассказы,
Таи, таи свои мечты:
Боюсь их пламенной заразы,
Боюсь узнать, что знала ты….»
Умерла графиня…. Угадайте где? Во Флоренции!!!
Две Закревских не были родственницами, — у одной фамилия от рождения, у другой приобретённая.
Но сколько схожего…